суббота, 8 июня 2013 г.

Словечки

Перфекционизм — в психологии, убеждение, что наилучшего результата можно (или нужно) достичь. В патологической форме — убеждение, что несовершенный результат работы неприемлем.
Перфекционизм. Все или ничего.
(Как бороться с перфекционизмом. Советы психолога)
ПЕРФЕКЦИОНИЗМ. Если перевести на русский язык – стремление к совершенству. Бессознательная внутренняя установка перфекциониста – нужно сделать в совершенстве, иначе лучше вообще не делать. Любое несовершенство в действиях
других людей перфекциониста раздражает. Но это раздражение он пытается скрыть даже от самого себя. От себя перфекционист требует еще большего совершенства, чем от других. Он стыдится себя когда у него что-то не получается. Хотя рациональная часть его сознания и понимает, что сделать все идеально невозможно.
Стыд за предполагаемую неудачу вызывает тревогу. Стыд и тревога парализуют любое действие.

Вот типичный внутренний монолог перфекциониста, пытающегося сделать домашнее задание:

Надо садиться за задания. Уже одна эта мысль вызывает во мне какое-то странное чувство. Это чувство давно мне знакомо. Оно усиливается, когда впереди меня ждет событие, к которому нужно готовиться. Странно, но даже если я неплохо готов, это чувство все равно преследует меня. Ну а если не готов… Чувство как бы рассеяно в воздухе, и в то же время давит. Вот и сейчас как только я подумаю о задании… Поэтому я пытаюсь не думать, в надежде что это чувство отступит. И вроде бы у меня получается. Только почему-то чувство не исчезает.
Вообще-то я всегда стараюсь вникнуть в предмет как можно более глубоко, мне нравится постигать внутреннюю взаимосвязь явлений. Возможно, именно поэтому мне нужно больше времени, чем другим, чтобы выучить предмет. Мне часто кажется, что другие понимают лишь форму предмета, но не его суть. Начиная делать задание, я всегда стараюсь сначала вникнуть в его глубинный смысл. Это отнимает так много времени, что уже не остается времени на сами задачи. Хотя с другой стороны я понимаю, что реально понять смысл, можно только сделав задачи.
Ну вот, кажется, я в очередной раз запутался. Получается замкнутый круг. Это то меня и раздражает. Вроде бы нужно сделать и то, и другое, а в итоге я не начинаю ничего. Это часто со мной бывает - когда нужно сделать сразу несколько дел, я начинаю дергаться и метаться, а в итоге не делаю ни одного.
Я часто пытаюсь сделать что-то даже лучше, чем это нужно на первый взгляд. Даже если мне это не особо нужно. Но я не люблю делать что-то наполовину. Если уж что-то делать, то делать по настоящему.
Ну а если честно, я часто предаюсь фантазиям, как я сделаю что-то лучше всех. Потом я конечно ругаю себя за эти фантазии. Хватит мечтать – говорю я себе, пока я мечтаю, другие действуют. Но потом ловлю себя на том, что опять мечтаю. Мне кажется, что мечты отвлекают меня от реальной жизни. Но как только я пытаюсь начать что-то делать, меня сразу охватывает это мерзкое чувство, о котором я уже говорил. Это чувство будто парализует мою волю.
На самом деле я не люблю делать то, что не имеет четкого алгоритма. И еще меня всегда раздражала всякая неопределенность. Как в людях, так и в предметах. Ненавижу, когда люди говорят одно, а потом поступают противоположно тому, что говорят. И ведь самое главное, остальные это воспринимают как само собой разумеющееся, и вот это бесит еще больше. Но чего это я разошелся. Я ведь неглупый человек и понимаю, что хочу от людей слишком многого. Люди - такие как есть, и надо приспосабливаться к ним таким, какие они есть.
Да, я все это понимаю, но как же меня все-таки бесит эта вечная раздвоенность!
Но что-то меня далеко занесло. При чем тут матан? Я кажется опять запутался. В общем если уж что-то делать, то делать хорошо. Иначе лучше совсем не делать. Если уж пытаться понять предмет, нужно стремится понять суть, а не форму. Только вот сколько времени нужно чтобы понять суть? Явно больше чем у меня есть. В школе у меня получалось понять суть. Я мог предаваться размышлениям в свое удовольствие. Но в школе не было этой проклятой сессии, которая висит впереди как дамоклов меч.

Часто путают два таких понятия к максимализм и перфекционизм. Но максималисты и перфекционисты это два совершенно разных человеческих типажа. Максималист – человек, стремящийся достичь максимума из возможного. Он реалист. Он уже на подсознательном уровне, сам того не замечая, отбрасывает нереальные цели.
Перфекционист – человек стремящийся к невозможному. Он идеалист. На сознательном уровне может ставить перед собой вполне реалистичные цели, но на бессознательном всегда стремится к совершенству.

Максималистов много среди удачливых политиков и бизнесменов. (Джобс, Гейтс, Рузвельт). Хотя и среди них встречаются перфекционисты. Типичный пример перфекциониста - Александр Македонский, мечтающий завоевать весь мир.

Перфекционистов больше среди художников, поэтов и музыкантов. А также среди математиков. Из великих художников наиболее яркий пример максималиста - Пикассо. Типичный перфекционист среди философов - Ницше.
Материал подготовлен на основе лекций по
практической психологии прочитанных для
студентов МФТИ в 2009-2010 г.
http://www.stud-psyholog.ru/article_perfekcionizm.htm

Комментариев нет:

Отправить комментарий